Задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в нашем центре, невозможно решать без опыта участия детей в труде.
Овладение ребенка любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний. Трудовых умений и навыков.
Одновременно труд предъявляет к ребенку разносторонние требования и поэтому является важным условием и средством развития, социальной реабилитации.
На занятиях по трудотерапии идет формирование готовности положительного отношения детей непосредственно к трудовой подготовке, а также трудотерапия. Этот этап работы предполагает проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана.
Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции. Осуществляется также социально – бытовая ориентировка, сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков.
У детей с ДЦП на занятиях идет формирование движений рук и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно – моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции – неспецифической и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).
Идет развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений. Коррекция их нарушений.
Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно – образного и элементов абстрактно – логического).
Цель: развитие познавательного процесса, мелкой моторики, творческого потенциала в процессе труда.
Задачи:
- способствовать коррекции нарушенных функций в процессе трудотерапии;
- формировать трудовые умения и навыки;
- развивать творческий потенциал и выявлять склонности детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.
- воспитывать художественно-эстетического вкус, способность ребёнка к самовыражению
Основными принципами работы по программе являются: индивидуальный подход, системность, наглядность, постепенное освоение материала «от простого к сложному». При проведении занятий использую Интернет-ресурсы, наглядные и дидактические материалы, мультимедийное оборудование.
Используются следующие формы и методы методы: игровые ситуации, тренировочные упражнения, рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование.
Составитель педагог-дефектолог Родина Татьяна Евгеньвна.